Саморегуляция субъекта учебной деятельности: обзор исследований
Саморегуляция субъекта учебной деятельности: обзор исследованийПредставление о регуляторном опыте человека, обеспечивающем функционирование системы осознанной саморегуляции деятельности и ее совершенствование в ходе развития, разработано А.К. Осницким {12}. Регуляторный опыт становится условием формирования самостоятельности учащихся в деятельности и поведении. Осознанная саморегуляция учебной деятельности возможна, если ученик становится субъектом этой деятельности. А для этого ему необходимо приобрести специализированный регуляторный опыт. Он дает возможность учащемуся сформировать полноценный контур осознанной саморегуляции деятельности, позволяет ему инициировать, организовывать и контролировать свою деятельность при решении учебных и практических задач. Выделены следующие компоненты регуляторного опыта субъекта: Ценностный опыт (связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений) - ориентирует усилия человека. Опыт рефлексии (накапливаемый путем соотнесения человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире с требованиями выполняемой деятельности) - помогает увязывать ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта. Опыт привычной активизации (предполагающий подготовку, адаптивную готовность, ориентированную на определенные условия работы , определенные усилия и определенный уровень достижений успеха) - помогает лучше приспособить свои возможности к решению значимых задач. Операциональный опыт (включающий общетрудовые, профессиональные знания и умения, а также умения саморегуляции) - объединяет конкретные средства преобразования ситуации и свои возможности. Опыт сотрудничества (складывающийся при взаимодействии с другими участниками труда) - способствует объединению совместных усилий, совместному решению задач. Полученные в исследовании Н.В. Астаховой данные внесли вклад в разработку концептуальных представлений о роли осознанной саморегуляции в развитии подростка и об участии регуляторного опыта, обеспечивающего возможности саморегулирования, в учебной деятельности. Проведенное исследование позволяет прояснить причины школьных трудностей, которые связаны с недостаточной сформированностью саморегуляции учащихся средней ступени обучения {2}. М.В. Полянцева в рамках концепции регуляторного опыта предлож ила уровневую модель саморегуляции учебной деятельности, в структуру которой входят самоконтроль, самооценка, рефлексия, коррекция, а оценочные уровни сформированности саморегуляции учебной деятельности могут изменяться от очень низкого к очень высокому уровню {15}. По мнению исследователей научной школы психологии саморегуляции, одним из перспективных в прикладном плане направлений является создание технологий оценки развития саморегуляции различных видов профессиональной и учебной деятельности, создание технологий помощи в субъектном и личностном развитии учащихся.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Купер (17.06.2012)
|
Просмотров: 709
| Рейтинг: 0.0/0 |
|